«Ирония судьбы» Алексея Пастухова
Алексею Пастухову не повезло дважды.
Первый раз, когда случайно постучался в дверь чужой квартиры, перепугав жильцов.
Второй – когда полицейские, доставившие его домой, не смогли зайти в подъезд, потому что не работал домофон.
Тогда они отвезли задержанного в отделение.
Домой Алексей вернулся спустя два месяца инвалидом 1-й группы.
Однажды ночью
Успешный предприниматель, владелец строительной фирмы, муж и отец маленького ребенка, 33-летний пермяк Алексей Пастухов 5 февраля 2011-го вместе с другом пошел в баню. Возвращался домой уже поздно и, почти как в известном фильме, зашел не в свой, а в соседний подъезд, поднялся на привычный этаж и стал звонить в квартиру со знакомым номером. Ему должна была открыть мама, которая давно ждала загулявшего сына, но почему-то дверь никто не отпирал. В этот момент испуганная хозяйка квартиры, к которой посреди ночи ломился какой-то неизвестный мужчина, уже вызывала полицию.
Приехавший наряд задержал Алексея в состоянии алкогольного опьянения. Домой его доставить не удалось, поэтому полицейские отвезли его в отделение, где на всю ночь закрыли в камере. Спустя 13 часов камеру отперли и нашли его лежащим на холодном бетонном полу без сознания. Скорая обнаружила Алексея в состоянии комы и срочно госпитализировала.
В больнице медики диагностировали на его теле повреждения насильственного характера: ушиб головного мозга тяжелой степени с гематомами (в том числе внутримозговыми), перелом свода черепа с переходом на основание, длительный коматозный период, гематомы по всему телу, включая паховую область и половые органы, следы ожогов сигаретами и следы от сдавливания наручниками на запястьях.
Новая жизнь
В состоянии комы Алексей находится еще 10 дней. Всё это время врачи упорно боролись за его жизнь, проведя несколько сложных операций. После них вдоль всей левой части головы Алексея широкой дугой протянулся шрам.
С тех пор прошло шесть лет. Алексей потратил их на то, чтобы заново выучить алфавит и запомнить имена родных и друзей, научился ходить без сопровождающих, бороться с приступами эпилепсии и видеть без отказавшего бокового зрения.
Не выдержав мучений, Алексея бросила жена. Матери пришлось уйти с работы и посвятить себя уходу за сыном, которого суд признал недееспособным. Теперь она его единственный опекун.
Версия событий
По мнению полиции, Пастухова никто и пальцем не трогал, а все травмы он получил «упав с высоты собственного роста» на лестничной площадке, где его и обнаружили сотрудники ОВД. По их словам, Пастухова необходимо было привлечь к административной ответственности по статьям мелкое хулиганство и появление в общественных местах в состоянии опьянения: «у него была шаткая походка, запах алкоголя изо рта и неопрятный внешний вид, чем он оскорблял свое человеческое достоинство и общественную нравственность».
Позже в медицинском заключении, предоставленном следователем, говорилось, что зафиксированные у Алексея повреждения головы не содержат признаков, которые позволили бы определить условия его падения. Он был пьян, мог упасть и удариться головой в подъезде, получив черепно-мозговую травму еще до приезда сотрудников полиции.
Мать Алексея, Елена Пастухова, была шокирована такими доводами, потому что хорошо помнит разговор с врачами, проводившими привычное обследование сына. Они указали, что травмы Алексея имеют выраженный насильственный характер и получены от нанесения ударов по голове тупым предметом.
Когда Елена пришла в больницу, чтобы сделать копию карты сына, документы о том первом осмотре таинственным образом исчезли. Оказалось, что их запрашивал следователь, ведущий дело Алексея. Позже он вынес два постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на полицейских. В первый раз написал, что Пастухов сам упал в чужом подъезде, и у него случился инсульт. А во второй – что Алексей упал с нар уже в камере отдела полиции. При этом в процессе проверки следователь не затребовал в отделении полиции видеозаписи, не осмотрел место происшествия и не опросил свидетелей.
Суд последней надежды
В общей сложности Елена получила 6 отказов в возбуждении уголовного дела. Вина полицейских не была установлена, конкретные сотрудники не идентифицированы. Отчаявшись добиться тщательного и добросовестного расследования, она подала гражданский иск против Российской Федерации за бездействие органов следствия.
Суд расценил, что доказательств, достоверно указывающих на то, что черепно-мозговую травму Алексей получил именно по вине сотрудников полиции, не представлено, а «неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу». Этим же суд объяснил длительность расследования, «поскольку только виновное лицо должно понести наказание».
При этом суд посчитал, что из-за затянутого на несколько лет расследования Алексей, «очевидно, испытал чувство разочарования и несправедливости». Поэтому ему присудили 50 тысяч рублей компенсации морального вреда. Елена требовала 4 миллиона – столько нужно на постоянное лечение и реабилитацию ее сына.
В марте 2017 года Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу Пастухова, то есть направил ее российским властям с просьбой объяснить, подвергался ли Алексей пыткам и бесчеловечному обращению, были ли нарушены его права на жизнь и свободу, а главное – есть ли результаты медицинского обследования в момент его поступления в отдел полиции.
.
Пожертвовав семье Алексея Пастухова любую сумму, вы не только окажете им материальную помощь, но и поддержите морально.
Реквизиты для перечисления средств семье Алексея Пастухова:
Пастухова Елена Георгиевна
Реквизиты банка:
Пермское отделение № 6984/0292 ОАО «Сбербанк России»
Место нахождения: 117997 г. Москва, ул. Вавилова д. 19
Реквизиты: к/с 30101810900000000603 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю
ИНН 7707083893 КПП 590243001 БИК 045773603 ОГРН 1027700132195
ОКПО 00032537
Code SWIFT: SABRRUMMPC1
Наименование SBERBANK (ZAPADNO-URALSKY HEAD OFFICE)
Реквизиты карты Сбербанка:
карта № 63900249 9045962260;
счет карты: 408 178 103 494 6000 1687
Михаил Кенегесов